Плоскостопие определение классификация клиника диагностика принципы лечения. Плоскостопие. Виды плоскостопия Причины развития плоскостопия

Слайд 2

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы.

Слайд 3

Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца кнаружи и молотко-образной деформации среднего пальца При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

Слайд 4

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

Слайд 5

При плоскостопии нарушается опорная функциянижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Слайд 6

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет, поперечное - в 35-50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Слайд 7

Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам - перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7-8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной). При ходьбе на "шпильках" происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который ее не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.

Слайд 8

При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. У страдающих плоскостопием II степени боль сосредотачивается не только в стопах, но распространяется и на область лодыжек, голени. Она более сильная и частая. Мышцы стопы в значительной степени утрачивают эластичность, а походка - плавность. Наконец, III степень плоскостопия - резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.

Слайд 9

Нельзя недооценивать последствия поперечного плоскостопия, даже если уплощение поперечного свода стопы почти незаметно. Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Поэтому вскоре поперечный свод может не определяться вовсе. Передний отдел стопы распластан. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молоткообразную форму. Для поперечного плоскостопия тоже характерны боль в стопе, а также омозолелости кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется снаружи большой палец, что приводит к подвывихам головки первой плюсневой кости. Хотя при внешнем осмотре и можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев. Страдающие плоскостопием ходят развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв. Для более точного определения плоской стопы следует обратиться к врачу-ортопеду.

Слайд 10

Слайд 11

травматическое плоскостопие. Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. врожденное плоскостопие. Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки. Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству. Рахитическое плоскостопие- не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир). Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Слайд 12

Профилактика. Воспитание правильной походки - избегать разведения носков при ходьбе, чтобы не перегружать внутренний край стопы и поддерживающие его связки. Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп (3 - 4 раза в день вставайте на внешние стороны стоп и находитесь в таком положении 30 - 40 секунд). В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны (температура воды 35-36 С) с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Массируйте плавными, но достаточно сильными движениями переднюю и внутреннюю поверхность голеней, во время массажа стоп особо внимание уделяйте подошве. Основные приемы: поглаживания, растирания, разминания в разных направлениях, поколачивания подушечками пальцев.

Слайд 13

Как бы ни были красивы и модны туфли, откажитесь от них, если они, пусть самую малость, тесны, узки. Высота каблука должна быть 3-4 см, подметка из упругого материала. Бесспорно, туфли на высоком каблуке очень красиво смотрятся на ноге, но не носите их повседневно. Иначе может случиться так, что через некоторое время вы будете обречены носить только ортопедическую обувь. Для профилактики плоскостопия или облегчения болевых ощущений предлагается большое количество вкладных приспособлений и специальной обуви.

Слайд 14

При менее сложных деформациях хорошо применять вкладные стельки - пробковые, пластмассовые или металлические. Сложные деформации требуют изготовления обуви или ортопедических стелек по гипсовым слепкам. При тяжелых формах плоскостопия, вызывающих постоянные сильные боли, показано оперативное лечение.

Слайд 15

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики. Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник. Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы.

o o Наши стопы в норме выполняют 3 функции: амортизационная, балансировочная и толчковая. При ходьбе каждый шаг сопровождается ударом об какуюто поверхность, благодаря амортизирующей функции (сводам) - сила толчка равномерно распределяется по всей стопе. Но при плоскостопии «ударный импульс» не компенсируется сводами стопы (они отсутствуют) и наносит повреждения коленным, тазобедренным суставам и поясничному отделу позвоночника, возникают боли в коленях, тазе, позвоночнике. Балансировочная функция обеспечивает удерживание равновесия при движении и стоянии, но поскольку при плоскостопии нарушено взаиморасположение частей стопы, функция полностью не выполняется и при ходьбе может наблюдаться шаткость, неустойчивость, потеря равновесия. Толчковая функция обеспечивает ускорение при ходьбе. При этом происходит перераспределение нагрузки на передние отделы стопы и затем толчок. Но так как при плоскостопии часто отмечается болезненность, перенос центра тяжести и толчок одной точкой стопы непременно приводит к резкой боли и функция частично теряется.

o Выделяют два свода стопы: поперечный (дуга от I к V пястной кости) и продольный (дуга в области внутреннего края стопы).

o o o o Различают несколько факторов, которые способствуют развитию плоскостопия, к ним относят: Повышенная масса тела Тяжелые физические нагрузки Беременность Деятельность, связанная с длительным стоянием Наличие плоскостопия у родственников Ослабление мышц и связок стопы, связанные с возрастом, либо отсутствием тренировок для стоп Ношение некачественной обуви и др.

o При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, так что ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не только I и V, как бывает в норме. Взаимоотношение костей стопы в норме (слева) и при поперечном плоскостопии (справа).

Поперечное плоскостопие Доля поперечного плоскостопия по различным данным составляет от 55% до 80%. Заболевание обычно развивается у людей среднего возраста (35 -50 лет). Женщины страдают поперечным плоскостопием в 20 раз чаще мужчин.

o Этот вид плоскостопия характеризуется уменьшением длины стопы, веерообразным расхождением костей плюсны, деформацией I пальца (Hallux valgus) и молоткообразными пальцами стопы.

o o Опора перераспределяется на головки всех плюсневых костей, при этом нагрузка на головку I плюсневой кости уменьшается, а нагрузка на головки II-IV плюсневых костей резко увеличивается. I палец отклоняется кнаружи, головка I плюсневой кости и I палец образуют угол. В I плюснефаланговом суставе возникает остеоартроз. Появляются боли, уменьшается объем движений в суставе. Повышенное давление головок плюсневых костей вызывает истончение слоя подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы, вызывая дальнейшее снижение амортизационной функции стопы. На подошве в области головок плюсневых костей образуются натоптыши.

o o В зависимости от выраженности угла между I пальцем и I плюсневой костью выделяют следующие степени поперечного плоскостопия: I степень. Угол менее 20 градусов. Слабо выраженное плоскостопие. II степень. Угол от 20 до 35 градусов. Умеренно выраженное плоскостопие. III степень. Угол более 35 градусов. Резко выраженное плоскостопие.

Симптомы поперечного плоскостопия o o Как правило, больные с поперечным плоскостопием обращаются к врачу по поводу косметического дефекта стопы, реже – по поводу болей во время ходьбы, натоптышей на подошве, грубых кожных разрастаний или воспаления в области I плюснефалангового сустава. Однако, в ходе опроса обычно выясняется, что пациента с плоскостопием в течение продолжительного времени беспокоят более или менее выраженные жгучие или ноющие боли в стопе во время ходьбы. При осмотре выявляется уплощение поперечного свода стопы, характерная деформация I плюснефалангового сустава, при выраженном плоскостопии – молоткообразные пальцы стопы.

Лечение поперечного плоскостопия o o Консервативная терапия эффективна только на I стадии плоскостопия. Пациенту рекомендуют снизить вес тела, подбирать удобную обувь без каблуков, уменьшить статические нагрузки на стопу. Показано ношение специальных стелек и валиков. При плоскостопии III степени проводится хирургическое лечение. Существует множество методик для коррекции деформации I пальца, однако, ни одна операция не устраняет причину поперечного плоскостопия – слабость связок и мышц стопы. Возможно изолированное хирургическое вмешательство (резекция Hallux valgus выступающего участка кости) и оперативное лечение, включающее в себя резекцию участка кости в сочетании с пластикой капсулы суставов и пересадкой сухожилий. В послеоперационном периоде больному плоскостопием рекомендуют постоянное ношение супинаторов или обуви со специальными стельками.

o Продольное плоскостопие наиболее частое, характеризуется уплощением продольного свода стопы. Взаимоотношение костей стопы в норме (вверху) и продольном плоскостопии (внизу).

o Стопа удлиняется, распластывается и соприкасается с опорой практически всей подошвой. Доля продольного плоскостопия составляет от 20 до 29%. Заболевание чаще развивается у молодых пациентов (16 -25 лет).

o В процесс вовлекаются кости, мышцы и связки стопы и голени. Кости стопы перемещаются таким образом, что пяточная кость разворачивается кнутри, а передние отделы стопы отклоняются кнаружи. Натяжение сухожилий малоберцовых мышц увеличивается, а сухожилия передней большеберцовой мышцы – уменьшается. Средняя часть стопы расширяется. Походка больного становится неуклюжей, при ходьбе он сильно разводит носки в стороны.

o o o Выделяют четыре стадии продольного плоскостопия: стадия предболезни (продромальная стадия); перемежающееся плоскостопие; плоская стопа; плосковальгусная стопа.

o o o На стадии предболезни пациента с плоскостопием беспокоит быстрая утомляемость при ходьбе, боли в верхней части свода стопы и мышцах голени после продолжительных статических нагрузок. В стадии перемежающегося плоскостопия боли появляются не только к концу рабочего дня, но и после длительного стояния или продолжительной ходьбы. Выявляется напряжение мышц голени, иногда развиваются их временные контрактуры. Продольный свод стопы имеет нормальную форму по утрам, однако к вечеру становится уплощенным. В период развития плоской стопы боли появляются даже после небольших статических нагрузок. Стопа уплощается, высота ее свода снижается. Постепенно начинает меняться походка.

o o Выделяют три степени плоской стопы: I степень. Стадия начала формирования. Высота свода стопы менее 35 мм; II степень. Высота свода 25 -17 мм. В суставах стопы начинает развиваться остеоартроз; III степень. Высота свода менее 17 мм. Передние отделы стопы разворачиваются и распластываются. Выявляется отклонение I пальца кнаружи. При этом боли в стопе на временно уменьшаются.

Лечение продольного плоскостопия o o o В стадии предболезни пациенту рекомендуют выработать правильную походку (без разведения носков), ходить босиком по песку или неровной поверхности и регулярно разгружать мышцы свода стопы, во время стояния периодически перенося нагрузку на наружные поверхности стоп. Больному плоскостопием назначают ЛФК, массаж и физиолечение: магнитотерапия, гидромассаж и др. В стадии перемежающегося плоскостопия к перечисленным мероприятиям добавляется рекомендация изменить условия труда для уменьшения статической нагрузки на стопы. При плоской стопе к комплексу терапевтических мероприятий ортопеды назначают ношение ортопедической обуви и специальных стелек. При дальнейшем прогрессировании плоскостопия показано оперативное лечение.

o Статическое плоскостопие. Распространенная форма плоскостопия (более 80%). Причиной развития патологии становится слабость костей, мышц и связочного аппарата стопы и голени. Риск развития плоскостопия возрастает при увеличении массы тела, недостаточной физической нагрузке у людей сидячих профессий, «стоячей работе» , ношении неудобной обуви. Статическое плоскостопие может развиваться и вследствие постоянного ношения обуви на высоком каблуке (вследствие избыточной нагрузки на передние отделы стопы).

o o o Травматическое плоскостопие. Развивается после перелома костей стопы, пяточной кости и лодыжек. Рахитическое плоскостопие. Возникает после рахита. Причиной развития становится уменьшение прочности костей и нарушение процесса формирования скелета стопы. Паралитическое плоскостопие. Развивается после полиомиелита. Причина возникновения плоскостопия – паралич большеберцовых мышц и подошвенных мышц стопы.

Диагностика o o o Подометрия - измерение высоты свода стопы от пола. Плантография - изучение отпечатка стопы, оставленного на бумаге. Рентгенография стопы в прямой и боковой проекции.

Подометрия (метод Фринлянда) o o обследуемого ставят на лист бумаги так, чтобы стопы его образовали прямой угол по отношению к голеням; высоту стопы определяют, измеряя циркулем расстояние от верхней поверхности ладьевидной кости (прощупывается на поперечный палец кпереди от голеностопного сгиба) до пола. Каждую из стоп обводят на бумаге карандашом, держа его строго перпендикулярно. По контуру измеряют линейкой (в миллиметрах) длину стопы от кончика первого пальца до заднего края пятки. Данные о высоте стопы умножают на 100 и делят на длину стопы (подометрический индекс). Индекс стопы в норме колеблется от 29 до 31.

Плантография - это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стопы на бумаге. Отпечаток получают на специальном устройстве - плантографе, представляющем собой рамку, затянутую резиновой мембраной. Перед каждым измерением нижняя поверхность мембраны смазывается типографской краской. Затем под мембрану подкладывается лист бумаги, пациент встаёт на мембрану, а врач очерчивает специальным «шпателем» периметр стопы.

o o o На получаемом отпечатке вручную соединяют определённые реперные точки и рассчитывают показатели, количественно характеризующие состояние стоп пациента. Этот способ прост, не требует дорогостоящего оборудования и незаменим для обследований в «полевых» условиях. Однако в данном случае оценивается состояние только опорной поверхности стопы без учёта её деформаций в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Кроме того, качество получаемых оттисков не всегда соответствует требованиям, необходимым для проведения последующих расчётов. Несмотря на вышеуказанные недостатки, на сегодняшний день плантография является наиболее распространённым методом количественной оценки сводчатости стоп.

o РЕНТГЕНОГРАФИЯ СТОПЫ Делаются рентген-снимки обеих стоп в прямой и боковой проекции под нагрузкой, пациент при этом стоит.

o o Принципы лечения плоскостопия Консервативное лечение Назначается лечебная гимнастика, направленная на укрепление мышц, поддерживающих свод стопы и способствующие натяжению ее связочного аппарата, корригирующая порочную установку стоп, воспитывающая стереотип правильного положения всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе, действующая общеукрепляющее на организм. Ведущее место в занятиях ЛФК занимают специальные упражнения, направленные на исправление деформации стоп. Занятия ЛФК необходимо выполнять по несколько раз на день (не менее трех раз). Укреплению связочно-мышечного аппарата стоп и голеней способствует массаж и, особенно, самомассаж свода стопы и супинирующих стопу мышц. Назначается электростимуляция мышц курсами по 20 -25 сеансов с повторением через месяц перерыва. Для улучшения трофики тканей проводят физиотерапевтическое лечение. Заказывают ортопедические стельки с выкладкой поперечного и продольного сводов. При поперечном плоскостопии применяют манжеты из бандажной резины со специальной вкладкой для поддержания поперечного свода. При выраженных формах плоскостопия необходимо снабдить больного ортопедической обувью с вкладкой свода (по гипсовым слепкам) и поднятием внутреннего края пятки. Жесткий задник должен охватывать пятку и среднюю часть стопы до середины плюсневых костей, удерживая пятку в вертикальном положении и препятствуя ее подвертыванию.

Хирургическое лечение o o o Для лечения поперечного плоскостопия в зависимости от его стадии и формы в настоящее время разработано более 300 методов хирургического вмешательства. Поэтому чтобы избежать рецидива болезни необходим оптимальный выбор оперативной методики коррекции деформаций стопы и точное предоперационное планирование. Все операции на стопах делятся на три вида: операции на мягких тканях (операции Сильвера, Мак-Брайда, Шеде), на костях и комбинированные операции. Первые проводятся чаще всего у молодых людей при нормальном либо незначительном увеличении первого межплюсневого угла. При такой операции производится отсечение сухожилия приводящей мышцы первого пальца, которое может сочетаться с последующей транспозицией и капсулопластикой, а при необходимости дополняться удалением воспаленной подкожной слизистой сумки и костно-хрящевого нароста, образующих болезненную шишку. Операции на костях и комбинированные операции проводятся в случаях сильного увеличения первого межплюсневого угла, наличия у пациента ригидных стоп или удлиненной первой плюсневой кости. Хотя разновидностей такого хирургического вмешательства достаточно много, чаще всего используются различные виды остеотомии (рассечение кости).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность АКТУАЛЬНОСТЬ Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом.В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений.

3 слайд

Описание слайда:

Причины плоскостопия ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп ослабленных детей оказывается чрезмерной.Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное.Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

4 слайд

Описание слайда:

Последствия ПОСЛЕДСТВИЯ Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника.Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно на осанку и общее состояние ребенка.Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

5 слайд

Описание слайда:

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе комплексного использования средств физического воспитания.

6 слайд

Описание слайда:

Гигиенические факторы ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Характер использования:гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением;Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

7 слайд

Описание слайда:

ПРИРОДНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Характер использования:хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года;закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастное обливание ног, «рижский» метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.

8 слайд

Описание слайда:

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характер использования:специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы;особенностью является использование образных названий упражнений («Котята», «Утята», «Веселый зоосад» и др.) и упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой;один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в утреннюю гимнастику;следующие четыре недели применяется другой комплекс;далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

9 слайд

Описание слайда:

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов.На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами.На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах.

10 слайд

Описание слайда:

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТОПЫ Обеспечивается правильным физическим воспитанием.Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.В течение занятия дети не должны много стоять, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется м легко подвергается деформациям.

11 слайд

Описание слайда:

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОХОДКИ ПОХОДКИ Формируя навык ходьбы у детей, обучить их правильной постановке шагающей ноги на опору (т.е. на пятку с последующим перекатом на всю ступню, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки.Шире применять различные виды ходьбы (на пятках, наружном крае стопы,носках и пр.), включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона 10 градусов и более), а также по массажным коврикам, ребристым доскам, рейкам и палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы, упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп.

12 слайд

Описание слайда:

Использовать специально подобранные упражнения, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп.Применять упражнения с образными названиями, а также специально подобранные подвижные игры, танцевальные шаги и элементы.Опыт народной педагогики – песенки, потешки, прибаутки, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:Токо-токи-тошки, Кую,куюножки.Токи-токи-тошки,Маленькие ножки –Ножкиходунушки, Бегунушки,попрыгунушки.

13 слайд

Описание слайда:

Нежелательно: длительный медленный бег, спрыгивание; ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача),ходьба на внутреннй стороне стоп.

14 слайд

Описание слайда:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Прыжки.Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появления травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.Следует тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления – ритмичные приседания и выпрямления, преходящие в подпрыгивания.Ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге, а упражнения в прыжках со скакалкой чередовать с небольшими интервалами отдыха.Обеспечить место приземления. Малыши – спрыгивать на песок, взрыхленную землю, для старших – прыжковую яму, в спортзале – гимнастические маты.

15 слайд

Описание слайда:

Упражнения в лазании: по гимнастической стенке,веревочной лестнице, канату способствуют укреплению мышц стопы и голени, в связи с чем их следует чаще применять в процессе занятий.Профилактике и коррекции плоскостопия способствуют плавание и езда на велосипеде.

16 слайд

Описание слайда:

СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ Наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени:ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды;оборудовать естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

17 слайд

Описание слайда:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Задача:формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.

18 слайд

Описание слайда:

С целью создания положительного эмоционального фона рекомендуется: применять музыкальное сопровождение, разнообразные наглядные пособия (картинки, игрушки), а также соответствующие загадки, стихотворения и песенки.Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Упражнения для коррекции плоскостопия 1 Танцующий верблюд И.п. - стоя, ноги врозь, стопы парал-лельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным под-ниманием пятки (носки от пола не от-рывать).

23 слайд

Описание слайда:

2. «Забавный медвежонок». И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед - на-зад, вправо - влево. То же, кружась на ме-сте вправо и влево.

24 слайд

Описание слайда:

3. «Смеющийся сурок». И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами в низ. 1 - 2 - полуприсед на носках, улыб-нуться; 3 - 4 - и.п.

25 слайд

Описание слайда:

4. «Тигренок потягивается». И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впе-реди. 1 - 2 - выпрямить ноги, упор стоя, со-гнувшись;,3 - 4 - и.п.

26 слайд

Описание слайда:

5. «Обезьянки-непоседы». И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-на-крест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произ-вольно. 1 - 2 - встать; 3 - 4 - стойка: ноги скре-щены, опираются на наружные края стоп; 5 - 6 - сесть; 7 - 8 - вернуться в и. п, сохраняя при этом правильную осанку.

27 слайд

Описание слайда:

6. «Резвые зайчата». И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1 - 16 - подскоки на носках (пятки вместе).

28 слайд

Описание слайда:

Комплекс с мячом 1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упо-ре сзади, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопа-ми вместе и поочередно, 2. И.п. - то же. Катать мяч вправо - влево двумя стопа-ми вместе и поочередно. 3. И.п. - то же. Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч впра-во и влево. 4. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками. 1 - 2 - ногами поднять мяч и удержи-вать его стопами; 3 - 4 - и.п. 5. И.п. - то же. 1 - 2 - ногами поднять мяч и удержи-вать его стопами; 3 -6 - движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7 - 8 - и.п. 6. И.п, - сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутрен-ней стороны. Движением носка одной стопы пере-катить мяч к другой стопе, и наоборот. Примечание. Рекомендуется исполь-зовать резиновые мячи диаметром 8 - 12 см.








Последствия плоскостопия Если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы - она оседает и становится совершенно плоской, утрачивая свою главную функцию - рессорную. В этом случае вся нагрузка распределяется на суставы ног – тазобедренный, коленный, голеностопный. Возникают боли в области таза, стопы, колена, а также развивается патологическая осанка.







Симптомы Продольного плоскостопия Поперечного плоскостопия - утомляемость в ногах, надавливание на стопы или середину подошвы вызывает боль, тыл стопы отекает к вечеру; -сильные и постоянные боли в стопах, в области лодыжек и голеней, подобрать правильную обувь становится очень сложно; -боль в пояснице, продольный свод внешне уже не заметен, пятка полностью распластана, стопа отечна, голеностопный сустав трудноподвижен. - исчезновение поперечного свода стопы, и как следствие деформация пальцев стопы; - боли в переднем отделе стопы, омозоленность кожи; - появление молоткообразных пальцев.


Статическое плоскостопие возникает: У людей с тонкими костями скелета от врожденной слабости связок У людей, склонных к ожирению Постоянное ношение нерациональной, неудобной обуви. Длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека


Болевые участки при статическом плоскостопии На подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки; На подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки; На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями; На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями; Под внутренней и наружной ладыжками; Под внутренней и наружной ладыжками; Между головками предплюсневых костей; Между головками предплюсневых костей; В мышцах голеностопа из-за их перегрузки; В мышцах голеностопа из-за их перегрузки; В коленном и тазобедренном суставах; В коленном и тазобедренном суставах; В бедре из-за перенапряжения мышц; В бедре из-за перенапряжения мышц; В пояснице на почве компенсаторно усиленного лордоза (прогиба). В пояснице на почве компенсаторно усиленного лордоза (прогиба). Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда на лодыжке появляется отечность.


Возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжки, пяточной кости, предплюсны, плюсны. Диабетическая стопа Связано с тем, что у больных диабетом нарушаются процессы заживления кожных процессов: всякая царапина или потертость долго и мучительно мокнет, гноится. Происходит из-за сбоя процессов питания в тканях. Травматическое плоскостопие


Рахитное плоскостопие Относится к приобретенному виду плоскостопия в результате неправильного развития скелета, вызванного дефитом витамина Д в организме. Данный вид плоскостопия можно предупредить, проведя профилактику рахита. Это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией. Паралитическое плоскостопие






Самовыявление Посадите ребенка на стул, чтобы голень была строго вертикальна полу, а стопа образовывала с ней прямой угол. Нащупайте на внутренней поверхности подъема ладьевидную кость (над ней выпирает заметный бугорок). Поставьте на этом бугорке точку, затем линейкой измерьте расстояние от нее до пола. Не меняя положения стопы, попросите ребенка встать. Снова измерьте высоту свода. Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя (под нагрузкой) является важной диагностической величиной. Изменение этой высоты более чем на 3-4 мм говорят о слабости свода вследствие недостаточного развития связочного и мышечного аппаратов, о нестабильности и, следовательно, о плоскостопии в той или иной форме. Измерение проводится на обеих ногах. Следует учесть разницу между высотой свода на левой и правой ногах. В норме она не должна превышать 3-4мм. Аналогично вы можете проверить всех членов семьи любого возраста. Тест 1


Самовыявление Тест 2 1.Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. 2.Намажьте стопы ребенка жирным кремом и поставьте его листок. 3.На листе остается отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив край подошвенного углубления. 4.Проведите перпендикуляр к этой линии, пересекающий углубления стопы в самом глубоком месте. 5.Если отпечаток в узкой части составляет не более 1/3 этой линии – стопа нормальная. Если достигает ½ этой линии – у вас плоскостопие, обратитесь к врачу – ортопеду.


Метод В.А. Яралова-Яралянца Для массового обследования дошкольников применяют плантографию - получение отпечатков стоп с помощью плантографа. Он предсавляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Ребенок становится обеими ногами или каждой поочередно на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Обследуемый должен стоять на двух ногах с равномерной нагрузкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму. Оценка плантограммы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. а) нормальная стопа; б) стопа уплощена; в) плоская стопа.


Профилактика плоскостопия включает: Соблюдение гигиенических правил Рациональный режим нагрузки на нижние конечности Соблюдение принципов выбора обуви для детей Массаж и самомассаж Водные профилактические процедуры Упражнения и игры (с предметами и без, на спортивных снарядах)


Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности 1.Вырабатывать походку без излишнего разведения стоп (ежедневная ходьба с параллельными стопами) – ходьба вдоль палки или веревки, лежащей на полу. 2.Ежедневно мыть ноги прохладной водой. После вытирания ног собрать полотенце ногами. 3.Ходить босиком по песку, гравию, рыхлой почве, траве. 4.Не ходить в помещении в утепленной обуви. 5.На занятиях физкультурой не использовать обувь с твердой стелькой. 6.Не ходиь длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной поверхности. 7.Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную скалку.


Принципы выбора обуви для детей 1.Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину и в ширину на 0.5-1см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство. 2.Не рекомендуется покупать поддержанную обувь. 3.Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребенка, его возрасту и индивидуальной форме стопы. 4.Продольная ось обуви должна проходить по второму пальцу, ее подошва не должна быть искривлена. 5.Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке, босой стопы. 6.Ботинок должен иметь закрытый и твердый задник. В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной. 7.Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого эластичного материала. Для детей совершенно непригодна обувь с твердой негнущейся подошвой!





Презентация на тему "Плоскостопие" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников содержится полезная информация по профилактике и специальным упражнениям для лечения плоскостопия.

Фрагменты из презентации

Плоскостопия можно избежать

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Стопа

  • Стопа – орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции.
  • Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний – рессорный и наружный – опорный).

След

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы.

Функции стопы

  • Опорная
  • Рессорная
  • Балансировочная
  • Толчковая

Основные причины развития плоскостопия

  • Слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддерживании свода.
  • Тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости.

Профилактика

  • В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, укрепляющих свод.
  • Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
  • Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказываются и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
  • Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами.
  • В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде.
  • Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну.
  • Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуются специальные упражнения.

Комплекс специальных упражнений по предупреждению плоскостопия.

Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

I. Разминка.
  1. Хождение на высоких носочках.
  2. Хождение на пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
  1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.
  2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
  3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
  4. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
  5. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.
  7. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
  8. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
  9. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.
  10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.
  11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.
  12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.
  13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.
  14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

Драма «стоячих профессий»

  • Оперирующие хирурги
  • Стоматологи
  • Учителя
  • Продавцы
  • Повара
  • Станочники
  • и др…