Общая характеристика дизартрии. Дизартрия (нарушение речи): виды у детей и взрослых, методы лечения. Причины возникновения дизартрии

Содержание

Мамочкам приятно услышать первые звуки ребенка, начинающего говорить. Паника появляется, когда малыш подрастает, а речь остается невнятной. Посещение доктора не добавляет радости. Обнаруживается, что это симптомы серьезного заболевания со скрытыми последствиями. Важно знать, как проявляется дизартрия речи, чтобы начать лечение.

Причины дизартрии

Нарушения произношения наблюдаются не только в малолетнем возрасте, они характерны и для взрослых. Дизартрия – что это такое, насколько опасно и поддается ли лечению? Это заболевание – нарушение функций речевого аппарата, которое спровоцировано расстройством связи его и центральной нервной системы. Обнаруживается поражение головного мозга. Оно вызывает иннервацию – повреждение снабжения тканей нервными окончаниями. Мышцы, которые задействованы в произношении звуков, парализованы или ослаблены. При этом происходит нарушение звучания речи, артикуляции.

Среди причин дизартрии у детей отмечаются мотивы, связанные с перинатальным периодом. Сюда относятся:

  • влияние токсикоза матери на плод;
  • травма мозга при родах;
  • легкий вид асфиксии плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания матери;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

В старшем возрасте у ребенка это заболевание является спутником ДЦП, результатом перенесенного менингита, гнойного среднего отита, энцефалита. Среди причин у взрослых отмечают:

  • сосудистые заболевания мозга;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • инфекции нервной системы;
  • инсульты;
  • опухоли;
  • атеросклероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральный паралич;
  • алкогольную интоксикацию;
  • слабоумие;
  • рассеянный склероз;
  • употребление наркотиков.

Симптомы

Для течения заболевания характерно нарушение во время речи дыхания. Оно становится прерывистым, учащенным, встречается укороченный вдох. Подмечаются симптомы, связанные с дефектами артикуляции, которые вызывают:

  • спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка;
  • амимия – ослабление лицевых мускулов;
  • арефлексия – отсутствие рефлексов;
  • гипотония – неподвижность, вялость языка;
  • смена повышенного и ослабленного тонуса;
  • парез – снижение силы мышц из-за поражения нервов;
  • атония – отсутствие нормального тонуса.

Встречаются признаки дизартрии, вызванные нарушением звукопроизношения. Среди них отмечают:

  • ОНР – общее недоразвитие речи;
  • пропускание звуков;
  • слабую силу голоса;
  • искаженность звуков;
  • неритмичное дыхание;
  • смазанность речи;
  • отсутствие мимики;
  • замедленную, невыразительную речь;
  • неустойчивый ритм;
  • медленность речи;
  • смягчение твердых звуков;
  • монотонность произношения;
  • при полном параличе – немоту.

Мамам требуется обратить внимание на особые симптомы, которыми характеризуются заболевания у детей. Это поможет своевременно начать лечение. Наблюдаются такие признаки:

  • расстройство сосания;
  • подтекание молока;
  • поперхивания, срыгивания при кормлении;
  • нарушение жевания, глотания;
  • отсутствие лепета;
  • гнусавость;
  • невнятность;
  • позднее произношение первых звуков;
  • хриплость голоса.

Классификация дизартрии

В связи с местом размещения очага поражения, различают формы дизартрии:

  • бульбарную, для нее характерен дизартрический синдром, вызванный местным параличом мышц;
  • корковую форму, спровоцированную поражением зоны, отвечающей за артикуляцию;
  • мозжечковую – дизартричное нарушение мозжечка, вызывающее растянутость речи;
  • псевдобульбарную, вызванную центральным параличом мышц, с характерной монотонностью;
  • подкорковую (экстрапирамидную), отличающуюся невнятной речью;
  • смешанную – включающую несколько видов разной степени тяжести.

Бульбарная­

Для этой модификации заболевания характерно нарушение движений, вызванное параличом мышц, часто наблюдаемое только с одной стороны. При бульбарной дизартрии выявляются:

  • гиперсаливация – повышенное слюноотделение;
  • монотонность;
  • гипокинетические симптомы – нарушение общей моторики;
  • стирание звучания гласных;
  • отсутствие звонкости;
  • проблемы с кормлением грудничков – срыгивания, поперхивания.

Стертая

Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга. Стертую дизартрию характеризуют:

  • дрожание голоса;
  • вялость речи из-за ограниченного движения языка;
  • слюноотделение при разговоре;
  • невнятность произношения;
  • искажение звуков;
  • ускоренная речь;
  • нарушение мелкой моторики;
  • неуклюжесть;
  • плохая дикция;
  • тихий голос.

Псевдобульбарная

Спастическое поражение мышц, отвечающих за речь, вызвано нарушениями коры головного мозга. Вследствие спазмов мускулатуры, при псевдобульбарной дизартрии отмечаются:

  • проблемы с глотанием;
  • слабый сосательный эффект у младенцев;
  • подтекание молока;
  • проблемы с координацией;
  • открытый рот;
  • невнятная, тихая, замедленная речь;
  • непроизвольный плач, смех;
  • спазм голосовых связок;
  • слабый выдох.

Корковая

Эта форма болезни считается одним из симптомов нарушения мозгового кровообращения. Корковая дизартрия характеризуется моторными изменениями:

  • отсутствием речевой плавности;
  • гнусавостью;
  • нарушениями модуляции и меняющейся громкостью;
  • замедлением темпа;
  • пропусками, заменой звуков;
  • нарушением произношения согласных;
  • нечленораздельной речью.

Подкорковая

Причиной появления этой формы болезни становится гиперкинетическая активность, непроизвольные движения мышц при артикуляции. Подкорковая дизартрия включает такую структуру дефектов:

  • внезапные выкрики;
  • нарушение мелодики речи;
  • неточное произношение отдельных звуков;
  • сбой темпа, ритма;
  • отсутствие эмоций;
  • монотонность;
  • повреждение речевого дыхания.

Мозжечковая

Основанием этого вида заболевания становятся поражения мозжечка. Для детей это очень редкая форма. Мозжечковая дизартрия (атактическая) имеет такие проявления, вызванные снижением тонуса языка:

  • невнятность речи;
  • вялая мимика;
  • замедленное, растянутое произношение звуков;
  • затухание голоса к окончанию фразы;
  • выраженная гнусавость;
  • нарушение модуляции ударений.

Диагностика дизартрии

Обследование больного проводят совместно логопед и невролог. Логопедическая диагностика включает компоненты:

  • состояние речевой, мимической мускулатуры;
  • характер дыхания;
  • оценку речевых функций;
  • изучение артикуляционного аппарата;
  • исследование темпа речи, ритма, звукопроизношения;
  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • синхронность дыхания, артикуляции, голосообразования.

Невролог для установки диагноза проводит исследования для выявления патологии мозга, нарушения кровотока, включающие методы томографии. Существует разница между МСКТ и КТ методами. Первый – мультиспиральный – имеет преимущество. Производится большее количество срезов при сканировании с меньшим лучевым воздействием, высокой точностью. Кроме того, применяют методы диагностики:

  • электромиографию – измерение биоэлектрической активности мышц;
  • электронейрографию – изучение проходимости нервных импульсов;
  • энцефалограмму, определяющую активность головного мозга.

Лечение

Родителей волнует вопрос – лечится ли дизартрия у детей? Прогноз будет положительными, если вовремя обнаружили, что стали возникать проблемы. Как лечить дизартрию? Важно провести оздоровительный курс в дошкольном возрасте – исключатся трудности обучения, обеспечится нормальное психофизическое развитие. Одно из направлений – логопедия, которая использует:

  • пальчиковые упражнения;
  • массаж языка;
  • занятия по артикуляции;
  • коррекцию произношения;
  • дыхательную гимнастику;
  • формирование выразительной речи.

В домашних условиях лечение дизартрии включает:

  • медикаментозный метод с использованием ноотропных, седативных, метаболических и сосудистых препаратов;
  • лечебные ванны;
  • точечный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • пескотерапию;
  • использование рисования;
  • сказкотерапию;
  • оздоровление при помощи контактов с животными;
  • физиопроцедуры.

Видео

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Дети с нормальным психофизическим развитием начинают пытаться говорить, еще не отпраздновав первый день рождения. Вполне естественно, что речь у них поначалу не очень связная, и понять ее смысл может только мама, да и то не всегда. Однако если имеет место не просто невыговаривание отдельных звуков, а общая нечленораздельность и невнятность произношения, когда говорит так, словно рот у него набит вязкой кашей, – это может быть признаком серьезной патологии центральной нервной системы. В таких случаях родители и слышат диагноз «дизартрия».

Дизартрия и ее виды

Итак, дизартрия – это тяжелая форма нарушения речевой функции, когда все или определенная часть органов, участвующих в ее выполнении (губы, язык, небо) лишены природной подвижности.

В результате звуки произносятся тихо, вяло и смазанно, мимика затруднена, ритм дыхания нарушен, артикуляция отсутствует, речь течет не плавно, а прерывисто, замедленно либо, напротив, ускоренно.

Важно! По статистике, сегодня такая патология возникает в среднем у каждого третьего – шестого ребенка из ста с тенденцией к увеличению этого числа. Среди нарушений функции речи заболевание стоит на втором месте после дислалии (диагноз, характеризующийся искажением и пропуском отдельных звуков).

Классификация дизартрии проводится по разным критериям – по степени выраженности симптомов, по степени понятности речи, по неврологической симптоматике, по психофизическому состоянию пациента, по локализации поражения и т. д.

Знаете ли вы? Впервые данный вид речевого расстройства был описан в 1879 году известным немецким терапевтом и военным хирургом Адольфом Куссмаулем, которому принадлежит также ряд других заслуг в области теоретической медицины. Практически сразу же начались попытки классифицировать по разным критериям. Первая такая классификация была предложена в 1888 году английским невропатологом Уильямом Говерсом. С тех пор и до сегодняшнего дня ученые продолжают активную работу в этом направлении.

Так, первый критерий позволяет выделять анартрию (тяжелая форма), выраженную и стертую дизартрию по убыванию степени поражения. Анартрия характеризуется полным отсутствием разговорной функции, речевая мускулатура у таких больных полностью атрофирована.
При выраженной форме ребенок говорит, но малопонятно и нечленораздельно, произношение, дыхание, голос нарушены, хотя некоторые группы мышц сохраняют подвижность, в результате отдельные звуки можно четко различить.

Наконец, при стертой дизартрии у детей просто наблюдается нечеткое произношение, речь звучит как бы смазанно (стерто), «в нос».

Классификацию по второму из упомянутых выше критериев предложил в 1968 году французский невропатолог Ж. Тардье.

Она тоже определяет степень тяжести заболевания, но для нас представляет больший интерес, поскольку в ее основу положены внешние признаки, понятные любому человеку, а не только медику.

Ученый предложил разделять четыре степени нарушений речи в зависимости от ее понятности для окружающих :
  • первая – наличие патологии может определить только врач, окружающим кажется, что ребенок говорит понятно и связно, а возможные нарушения укладываются в обычные для детской речи мелкие огрехи;
  • вторая – окружающие видят, что нарушения речи у ребенка присутствуют, но при этом прекрасно понимают, что именно он говорит;
  • третья – ребенка понимают только члены семьи, посторонние в состоянии разобрать лишь отдельные слова;
  • четвертая (то, что в первом варианте классификации называется анартрией) – тяжелая форма, когда речь у ребенка либо отсутствует вовсе, либо совершенно непонятна никому, включая самых близких людей.

Третий критерий классификации – парафия невропатолога, поскольку в ее основе лежат конкретные неврологические синдромы, которые вызвали болезнь, например:
  • спастический парез (паралич) – состояние, характеризующееся ослабленностью движений при непроизвольном напряжении мышц;
  • ригидность – неэластичность мышц;
  • атапсия – нарушение координации речи, не связанное с мышечной слабостью.
В отличие от предыдущей квалификации, данное подразделение является глубоко научным, поэтому вряд ли родителям стоит пытаться очень сильно вникать в его суть.

Тем не менее, если вместе с диагнозом «дизартрия» звучит такая добавка, как: спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая.

Знайте, что речь идет об уточнении невропатологической картины заболевания. В зависимости от психофизического состояния пациента различают дизартрию, возникающую у детей, не имеющих соответствующих отклонений, а детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • олигофренией;
  • гидроцефалией;
  • задержкой психического развития;
  • минимальной мозговой дисфункцей.
Наконец, в зависимости от очага локализации поражения аппарата речи выделяют пять видов дизартрии – бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и других частей определенных черепно-мозговых нервов – лицевого, блуждающего, подъязычного, языкоглоточного, тройничного, из-за чего развивается паралич отвечающих за речевую функцию мышц.

Псевдобульбарная форма характеризуется двусторонним поражением нервных волокон кортико-бульбарного тракта. Это наиболее распространенный вид патологии.
Возникает обычно вследствие перенесенного энцефалита, опухолей, отравления токсинами, родовой травмы и прочих факторов, повлекших поражение головного мозга.

Экстрапирамидная дизартрия возникает на фоне поражения подкорковых узлов и их нервных связей, в связи с чем ее еще называют подкорковой.

Соответственно, мозжечковая дизартрия объясняется повреждением мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы (надо сказать, что у детей эта формапатологиивозникает довольно редко), а корковая – поражениями коры головного мозга.

Первые симптомы

Как было сказано, первый и главный симптом дизартрии – невнятная и нечеткая речь, причем, в отличие от других форм расстройств речевого аппарата, касающаяся не отдельных звуков и слов, а именно речи в целом. Однако у этой патологии существуют и другие, «вспомогательные» проявления.
Поскольку заболевание, как правило, имеет природу, связанную с поражением центральной нервной системы и головного мозга, оно часто сопровождается повышенным либо пониженным мышечным тонусом (спастичность, гипотония, дистония), а следовательно, у маленького пациента можно наблюдать:

  • напряженно сомкнутые губы, зажатость лицевых мышц и шеи, затрудненная артикуляция – при повышенном мышечном тонусе;
  • приоткрытый рот, вялый язык, течение слюны изо рта, речь «в нос» – при пониженном мышечном тонусе;
  • указанные выше симптомы, попеременно сменяющие друг друга в процессе речи – при мышечной дистонии.

Если говорить о проявлении дизартрии в речи, в зависимости от тяжести патологии она может характеризоваться:

  • общей «смазанностью» и отдельными дефектами;
  • замедленностью, невыразительностью, невнятностью, с искажением или пропуском отдельных звуков, в том числе гласных;
  • полностью неразборчивой.
Ребенок с подобным дефектом обычно смягчает твердые согласные, не может произвести звонкие, а шипящие и свистящие произносит сквозь зубы или «боковым» способом.
Помимо речи, дизартрию можно определить и по другим функциям – дыханию, голосу, слуху, моторике и даже умственному развитию.

Так, во время разговора ребенок начинает дышать прерывисто и учащенно, прерывая и не заканчивая выдох.

Слуховое восприятие звуков у таких детей также может быть нарушено. Внешне это можно установить, предложив ребенку назвать первый звук в том или ином слове либо придумать несколько слов, начинающихся с того или иного звука.

Характерной особенностью дизартрии является неразвитая моторика в пальцах: дети испытывают сложности при совершении тех или иных действий с мелкими предметами, не могут рисовать, лепить и пр.

Вследствие этого дефекта также может возникать общая тревожность, капризность и эмоциональная неустойчивость, ребенок плохо воспринимает информацию и не ориентируется в пространстве и времени.
В более взрослом возрасте дети сталкиваются с трудностями при овладении письменной речью.

Дизартрия – серьезная патология. Чем раньше она будет обнаружена, тем успешнее будет лечение. Но как распознать проблему, если малыш еще совсем кроха, и до первых речевых опытов так далеко? На самом деле определенные признаки заболевания можно заметить даже у новорожденного.

Стоит забеспокоиться, если ваш малыш:

  • вместо требовательного звонкого крика издает слабое пищание, лишенное всяческой интонации;
  • плохо и вяло сосет молоко, а после начала введения в рацион твердой пищи – долго не может научиться ее жевать или жует очень вяло;
  • испытывает проблемы с глотанием – часто давится;
  • не выражает чувств с помощью мимики лица;
  • отстает в моторном развитии – позже начинает самостоятельно сидеть, ползать, ходить и, соответственно, лепетать и говорить;
  • спит с вяло открытым ртом и вытекающей из него слюной.
Подобные симптомы могут наблюдаться с различной интенсивностью: родителям не стоит ни пугаться раньше времени, ни самостоятельно ставить диагноз, ни тем более заниматься лечением.
Однако, обнаружив что-то, что кажется необычным, никогда не лишне рассказать об этом педиатру – хотя бы для того, чтобы развеять опасения.

Причины появления

Несмотря на то, что дизартрия у детей изучается достаточно давно (как минимум, полтора столетия), причины, по которым возникает это заболевание, до сих пор достоверно и однозначно не выяснены. Так, долгое время такое нарушение речи объяснялось исключительно родовой травмой.

Однако последние исследования доказывают, что определенные проблемы у некоторых детей, страдающих от речевой дисфункции, возникали еще до рождения, в материнской утробе, а проблемы во время родов могут выступать как дополнительный катализатор.

Важно! Для каждого, в зависимости от очага локализации, вида дизартрии характерны свои наиболее часто встречающиеся причины.

Таким образом, причины появления заболевания условно можно разделить на перинатальные (те, которые возникли во время внутриутробного развития плода), полученные во время родов и приобретенные после рождения.

К первым относятся:

  • гипоксия плода, когда эмбрион испытывает кислородное голодание и недополучает другие вещества, необходимые для его нормального развития;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первом триместре беременности;
  • хронические патологии, имеющиеся у женщины и отразившиеся на ребенке во время вынашивания (прежде всего опасны нарушения сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, желудочно-кишечного тракта, почечная недостаточность, а также туберкулез легких);
  • интоксикация медикаментозными препаратами, особенно принимаемыми женщиной на ранних сроках беременности;
  • полученные женщиной во время беременности травмы (причем не только физические, но и психические);
  • радиоактивное облучение в период вынашивания малыша;
  • несовпадение группы крови малыша и ребенка, а также резус-конфликт;
  • курение, употребление алкоголя и наркотических веществ беременной женщиной.

Знаете ли вы? Иногда среди причин дизартрии называют токсикоз беременных, хотя на самом деле проведенные исследования выявили прямо противоположную зависимость между токсикозом и нейроразвитием плода. Канадскими учеными доказано, что гормоны, вызывающие токсикоз, положительно воздействуют на плод: в результате дети рождаются с более высоким уровнем интеллекта.

Во время родов малышу грозит:

  • асфиксия из-за обвития пуповиной или при затянувшихся родах, когда ребенок долго находится в стадии прохождения по родовым путям;
  • родовые травмы, в том числе черепно-мозговые;
  • кровоизлияние в мозг (иногда возникает при искусственном родоразрешении или слишком быстрых родах из-за резкого перепада давления).

Наконец, уже в период самостоятельной жизни ребенок может получить дизартрию в качестве осложнения таких заболеваний, как:

  • билирубиновая энцефалопатия новорожденного;
  • менингит;
  • гидроцефалит;
  • энцефалит;
  • менинго-энцефалит;
  • тяжелое отравления (в том числе химическое);
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.
Вызвать патологию речи могут также различные наследственные заболевания и пороки, в том числе опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения, нервные, мышечные, нервно-мышечные расстройства и др.

Важно! Не вызывает сомнений, что дизартрия тесно связана с детским церебральным параличом. У этих патологий одинаковые причины, и они часто следуют «рука об руку». По статистике примерно семь из десяти детей с ДЦП имеют нарушения речи той или иной степени тяжести.

Иногда дизартрию связывают с преждевременными родами, однако, при отсутствии других патологий, такая зависимость возникает крайне редко.

Диагностика заболевания

Первоначальный диагноз «дизартрия» обычно ставит логопед, однако для окончательного «приговора» нужна квалифицированная консультация других специалистов, прежде всего невролога.
Так, задачей логопеда является оценить как саму речь (разборчивость, громкость, темп, произношение отдельных звуков и пр.), так и сопутствующие признаки (мимику, состояние мускулатуры лица, дыхание ребенка во время речи, артикуляционные движения, которые он совершает, строение органов, участвующих в речи и т. п.).

Дополнительно специалист обращает внимание на общий уровень речи, ее грамматический строй и лексическую насыщенность, различение звуков. Детям постарше для проверки могут предложить написать текст под диктовку, списать из книги, прочесть, пересказать и прочее.

Как уже упоминалось, не все речевые расстройства охватываются понятием дизартрии, поэтому уже на данном этапе желательно отмести сходные по симптомам патологии.

Знаете ли вы? Своеобразный тест на дизартрию: если ребенка попросить открыть рот, высунуть язык и держать его ровно посередине, а затем показать яркий предмет и начать медленно двигать его в сторону, одновременно с глазами, следящими за предметом, у ребенка в ту же сторону начнет двигаться язык.

Конечно, огромное значение для правильной диагностики имеет изучение анамнеза: чем болела мама во время беременности и сам малыш, когда он начал держать головку, ходить, говорить, как реагирует на игрушки и т. п.
Тестов и методик, при использовании которых определяют наличие патологии, ее вид и причины возникновения, - множество, и все они в совокупности в конце концов дадут специалисту четкую картину.

При помощи инструментальных методов и исследований диагностируют не саму дизартрию, а нервную патологию, которая ее вызвала. К таким исследованиям относятся МРТ, компьютерная томография головного мозга, нейросонография, электронейрография, электроэнцефалография, электромиография, транскраниальная магнитная стимуляция и пр.

Однако подобные процедуры обычно назначают только в тяжелых случаях - для назначения правильного медикаментозного лечения основной причины речевого расстройства.

Лечение и коррекция

Как уже было сказано, дизартрия – это расстройство речи, вызванное патологией нервной системы. Понятно, что лечить такое заболевание в домашних условиях, давая малышу сладкие пилюльки по определенному графику, не получится, поскольку прежде всего необходимо понять причину, спровоцировавшую нарушение и воздействовать непосредственно на нее.
В данном случае ребенку необходима серьезная комплексная терапия, неразрывно сочетающая в себе три фактора:

  1. Специальные логопедические занятия по индивидуальной методике;.
  2. Медикаментозную терапию.
  3. Дополнительные упражнения и процедуры, среди которых самое главное – внимательное отношение родителей, их тепло, любовь и терпение.

Важно! Чем раньше начать занятия и чем серьезнее к ним относиться, тем выше вероятность того, что ребенок сможет пойти в обычную школу, а не в специализированное учреждение для детей с ограниченными возможностями.

Логопедия

Логопедические методы лечения дизартрии, безусловно, играют первостепенную роль. К ним относится целый комплекс мероприятий, направленных на развитие у малыша:

  • мелкой моторики (с этой целью доктор разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений для пальцев рук);
  • речевого аппарата (предполагает особые формы массажа и артикуляционной гимнастики);
  • дыхания – как обычного, так и во время разговора (используется дыхательная гимнастика);
  • голосовых функций (определенные ортофонические и фонопедические упражнения);
  • навыков правильно произносить звуки;
  • умения говорить выразительно;
  • способности общаться с окружающими при помощи речи.

Конкретные методики и их комбинации, естественно, зависят как от тяжести состояния пациента, так и от конкретного вида патологии по очагу локализации. Немаловажное значение имеет возраст ребенка и общий уровень его развития.

Медикаменты

Сразу оговоримся: медикаментозного лечения дизартрии не существует. При нарушении речи обычно назначают нейрометаболические стимуляторы - препараты, направленные на улучшение мозговой деятельности.

Такая терапия имеет цель «подстегнуть» ребенка к активному познанию окружающего мира, облегчить ему процесс обучения, укрепить память, стимулировать развитие интеллекта.

Знаете ли вы? Препараты, обладающие указанным действием, имеют общее наименование «ноотропы», происходящее от двух греческих слов: noos - разум, мышление; tropos - направление, влияние. Таким образом, дословно речь идет о лекарстве, влияющем на разум.

В частности, среди обычно используемых для терапии медикаментов можно выделить «Фенибут», «Кортексин», «Глицин», «Энцефабол», «Пантокальцин» и другие.
Помимо ноотропов, при лечении патологии используют сосудистые (для улучшения мозгового, сердечного и периферического кровообращения), седативные (для снятия симптомов раздражительности и тревожности), метаболические (для улучшения обмена веществ) и некоторые другие категории препаратов.

ЛФК

Задача лечебной физкультуры – укрепить лицевые мышцы малыша, развить у него общую моторику, выработать навыки самообслуживания. Главное условие ее эффективности – регулярные занятия. Им нужно уделять как минимум полчаса в день.

Например, для разминки по пятнадцать раз выполняем следующий комплекс:

  1. Делаем повороты туловища в стороны, отведя руки в стороны в положении стоя, ноги вместе.
  2. Кладем ребенка на плоскую поверхность, руки вдоль корпуса. На глубоком вдохе малыш должен поднимать вверх ноги и голову, туловище остается в горизонтальном положении.
  3. В положении на коленях ставим руки на пояс, делаем глубокий вдох и прогибаемся назад. На выдохе делаем наклон вперед.
После таких упражнений обычно следуют дыхательная гимнастика по составленному логопедом комплексу, им же разработанные массажные процедуры и разработка пальчиков.

Нетрадиционная медицина

Обычно под нетрадиционной медициной мы понимаем иглоукалывание, гомеопатию и прочие методики, отличные от более привычных для нашего менталитета лекарств. Надо сказать, что такие способы лечения дизартрии действительно используются, особенно в станах Востока, прежде всего в Китае.

Но есть еще один метод, который в нашем понимании тоже можно отнести к нетрадиционному. Его имя – правильное питание. По сути все вещества, которые содержатся в упомянутых выше ноотропах, можно получить и из обычных продуктов.

Речь прежде всего идет о витаминах (А, В, С, Е) и минералах (йод, магний, селен, цинк), а также полиненасыщенных жирных кислотах – словом, обо всем, что природным способом стимулирует мозговую деятельность и улучшает способность ребенка адекватно воспринимать мир.

С этой точки зрения детям с расстройствами речи полезно «налегать» на морепродукты, орехи, крупы, отруби, свежие овощи и фрукты (в идеале – с собственной дачи или с бабушкиного огорода).
Среди прочих нетрадиционных и очень приятных форм лечения детишек, испытывающих проблемы с речью, стоит назвать дельфинотерапию и иппотерапию (упражнения, при которых тренерами выступают дельфины и лошади), изотерапию (общение с миром при помощи рисования), а также различные виды игровой терапии (сенсорная, песковая и прочие).

Такие занятия помогут ребенку справиться с замкнутостью и раздражительностью, успокоят и приучат к тому, что коммуникация – это обмен информацией и взаимное удовольствие от того, что тебя понимают другие, а ты понимаешь их.

Профилактика дизартрии

Безусловно, первый и самый главный способ профилактики дизартрии – ответственное отношение мамы к своему здоровью во время беременности. Лучше не допустить патологии, чем потом лечить ее и опасаться последствий.

Важно! Одни и те же проблемы могут вызвать либо не вызвать речевые нарушения у ребенка, и никто не может исключить, что проблемы можно избежать или сильно ее уменьшить, уделяя умственному и эмоциональному развитию своего малыша как можно больше внимания с первого дня его жизни.

Тем не менее, если те или иные предпосылки для возникновения патологии уже существуют (выше мы подробно говорили о причинах заболевания), очень важно как можно раньше выявить ее первые симптомы и постараться принять соответствующие меры.

С этой точки зрения для того, чтобы ваш ребенок лучше и четче говорил:

  • общайтесь с ним с самого рождения (а лучше – с момента зачатия), используйте при этом «нормальный» язык, без сюсюканья и коверканья слов;
  • всячески поддерживайте и стимулируйте первые проявления речевой активности;
  • развивайте пальчиковую моторику крохи, провоцируйте его хватать и удерживать предметы ручками;
  • учите малыша играть с мелкими игрушками, особенно такими, которые нужно складывать в определенном порядке (кубики, конструкторы и т. п.);
  • читайте и рассказывайте, описывайте с помощью языковой речи происходящие события, словом – общайтесь с малышом в каждую свободную минуту!
Дизартрия – неприятный диагноз, прогнозировать в этом случае наверняка ничего нельзя. К сожалению, при сложной форме патологии головной мозг и центральная нервная система ребенка могут иметь необратимые нарушения.

Однако при терпеливой и регулярной терапии, а главное - в атмосфере любви и поддержки со стороны близких ребенок может научиться говорить максимально понятно, что, безусловно, необходимо для его дальнейшей социализации и способности находиться в коллективе, обучаться, читать, писать и познавать этот удивительный и прекрасный мир!

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, ).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится.. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года. Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка. Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Причины

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Симптомы

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно. Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы. Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Диагностика дизартрии включает в себя

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение, логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка. На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII.
Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.
Симптоматика: речь невнятная, смазанная.
1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.
Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
2) Парез мышц артикуляции .
Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
3) Парез дыхательных мышц.
Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.
Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.
Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.
В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук.
Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения.
Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей.
Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.
Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной.
Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;
2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.
Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме
Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.
Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме
Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.
Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.